Информация о реализуемых адаптивных образовательных программах
АОП Дизайн (по отраслям)
Методические рекомендации
Информация об условиях для инвалидов и лиц с ОВЗ
1. Разработана нормативно-правовая база обеспечения реализации инклюзивного образования в Калужской области:
- Разработано и утверждено Положение о базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов на территории Калужской области.
- Разработано и утверждено Положение об организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в БПОО ГАПОУ КО «Калужский колледж сервиса и дизайна»
- Разработано и утверждено Положение о центре методической поддержки системы инклюзивного профессионального образования инвалидов
- Внесены изменения в локальные акты БПОО разделов по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ.
- Разработаны и утверждено Положение о Региональном центре развития движения «Абилимпикс»;
- Разработано и утверждено Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме Калужского колледжа сервиса и дизайна
- Ежегодно обновляются паспорта доступности учебного корпуса и общежития
2. В БПОО создана архитектурная доступность:
2.1. На территории, прилегающей к зданию:
- Осуществлено устройство бетонной дорожки в обход учебного корпуса 35 п.м. шириной 1,5 м со напольными тактильными указателями (плиткой).
- Проведен ремонт ступеней входного крыльца со стороны общежития и площадки тамбура, ступени оснащены контрастной маркировкой
- Подходы к ступеням оснащены напольными тактильными указателями (плиткой)
2.2. Входы в здание
- Входная площадка крыльца оформлена тактильной плиткой
- Вход со стороны общежития оборудован стационарным пандусом
- Входные двери имеют контрастную маркировку
- Наружные лестницы и пандус оборудованы поручнями
2.3. Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации);
- Все коридоры и лестницы учебного корпуса оборудованы поручнями
- Расширены дверные проемы
- Приобретено автономное подъемное устройство для подъема по лестнице лиц на колясках
- Ступени лестничных пролетов учебного корпуса оформлены контрастной маркировкой
2.4. Зона целевого назначения здания
- На первом этаже учебного корпуса помещения общей площадью 114,5 кв.м. переоборудовано в комнату быта и отдыха для инвалидов и лиц с ОВЗ
- В комнате быта и отдыха оборудованы санитарно-гигиенические помещения
- Проведен ремонт жилого блока в общежитии, предназначенного для проживания студентов-инвалидов
- Приобретены специальные ортопедические кровати для проживания в комнате быта и отдыха инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата
2.5. Система информации на объекте (устройства и средства информации и связи и их системы)
- Все помещения учебного корпуса обозначены информационными указателями со шрифтом Брайля
- Пути движения внутри учебного корпуса и пути эвакуации обозначены информационными указателями со шрифтом Брайля
- Коридор первого этажа учебного корпуса, столовая, актовый зал, комната быта и отдыха, два учебных кабинета оснащены информационными табло с «бегущей строкой»
- В холле первого этажа учебного корпуса установлена тактильно-звуковая мнемосхема
3. В БПОО оборудованы специальные рабочие места для инвалидов и лиц с ОВЗ, приобретено специальное учебное оборудование
3.1. Для организации образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ всех нозологий приобретены:
- Интерактивные дисплеи (интерактивные поверхности) с ПО (2 шт.)
- Инфракрасные интерактивные классы со специализированным ПО для организации образовательного процесса по адаптированным основным общеобразовательным программам (2 шт.)
- Инфракрасная интерактивная поверхность со специализированным ПО VERBOTONдля организации учебного процесса
- Документ – камеры (7 шт.)
3.2. Для осуществления образовательной деятельности для инвалидов всех нозологий по программам СПО с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий приобретены
- Ноутбуки с ПО (3 шт.)
- Наушники и микрофоном(гарнитура) (3 шт.)
- Электронные учебно-методические комплексы для организации дистанционного обучения (3 шт.)
3.3. Для организации образовательного процесса инвалидов с нарушениями слуха приобретены:
- FM-передатчики к многоканальной звукоусиливающей системе (2 шт.)
- FM-приёмники к многоканальной звукоусиливающей системе (6 шт.)
- Инфракрасный динамик-усилитель
- Беспроводная индукционная FM система для организации обр. процесса группы лиц с нарушением слуха
3.4. Для организации образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ с нарушениями зрения приобретены:
- Рабочее место для организации образовательного процесса слабовидящих обучающихся (2шт.)
- Рабочее место для работы в электронной библиотеке слабовидящих обучающихся (2шт.)
3.5. Для организации образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ с нарушениями опорно-двигательного аппарата приобретены:
- Персональные компьютеры, оснащенные выносными компьютерными кнопками и специальной клавиатурой и ножными мышками (4 шт.)
- Рабочее место с системой управления устройствами универсального доступа для работы в электронной библиотеке лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата (2 шт.)
- Рабочее место с системой управления устройствами универсального доступа для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата (2 шт).
- Специализированная система с регулируемой рабочей поверхностью для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (парта) (5 шт.)
4. Организация образовательного процесса, комплексное сопровождение
4.1. На сайте Колледжа создан специальный раздел, отражающий наличие специальных условий для инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ;
4.2. Организовано ведение специализированного учета обучающихся инвалидов: оформлены «личные дела», содержащие максимально полную информацию об индивидуальных особенностях и требованиях к созданию специальных условий;
4.3. Комплексно сопровождается процесс адаптации первокурсников-инвалидов, который включает:
- проведение психологической диагностики с целью выявления индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей первокурсников-инвалидов
- анализ медицинской документации с целью определения необходимого медицинского сопровождения
- проведение групповых адаптационных тренингов инклюзивных групп
- проведение консультаций по месту предыдущей учебы с целью определения специальных условий получения образования
- проведения индивидуальных встреч и бесед с родителями
- проведение заседания Психолого-медико-педагогического консилиума колледжа, на котором утверждаются «индивидуальные перечни специальных условий», обязательные к исполнению всеми участниками инклюзивного образовательного процесса
- разработка и утверждение индивидуальной коррекционно-развивающей психологической программы, в которой указываются виды психологической коррекции и необходимое количество мероприятий (групповых либо индивидуальных).
4.4. Образовательный процесс строится с учетом индивидуальных особенностей и психофизических возможностей каждого студента-инвалида:
- обеспечивается охранительный педагогический режим обучения: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов, освобождение от отдельных форм внеурочной работы - от уборки школьной территории и помещений, факультативов или продолжительных экскурсий;
- используются индивидуализированные специальные приемы и методы обучения: разноуровневые практико-ориентированные задания; выполнение письменных заданий на компьютере со специализированным программным обеспечением; возможность замены письменных работ устными ответами; использование опорных конспектов; учет индивидуального темпа обучения (уменьшение объема практических, самостоятельных контрольных и других заданий); помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организация индивидуальных консультаций в случае длительного отсутствия;
4.5. Индивидуализировано проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации
- использование адаптированных фондов оценочных средств (адаптация критериев оценки)
- использование наиболее эффективной индивидуализированной формы текущего контроля (письменно в тестовой форме, письменно на компьютере, письменно с использованием перфокарт, карточек-заданий, устно, индивидуально после занятий)
- предоставление дополнительного времени для подготовки ответа при прохождении текущего контроля, промежуточной и государственной итоговой аттестации
- использование необходимых техническими средств при прохождении промежуточной и государственной итоговой аттестации.
4.6. Установлен особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура»
- освоение дисциплины «Физическая культура в соответствии с группой здоровья
- освоение обязательного теоретического материала;
- возможность написания реферативных работ по разработанной для каждого студента теме, отражающей оздоровительно-профилактическую направленность физического воспитания;
4.7. Реализуется система корреционно-развивающих занятий с педагогом-психологом, направленность занятий:
-
развитие высших психичесих функций
-
коррекция и развитие эмоцианально-волевой сферы
-
развитие коммуникативных навыков
-
коррекция поведения
-
формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей
4.8. Проводится систематическая работа по профессиональному консультированию инвалидов - студентов колледжа.
5. Организационно-методическая работа по развитию системы инклюзивного профессионального образования в Калужской области:
5.1. В Колледже создан Центр методической поддержки системы инклюзивного профессионального образования инвалидов (далее – Центр).
5.2. Центром осуществляет непрерывное взаимодействие с Федеральным методическим центром РУДН по вопросам реализации инклюзивного профессионального образования инвалидов на территории Калужской области
5.3. Специалисты Центра проводят консультирование педагогических работников ОО СПО области по вопросам инклюзивного образования
5.4. В 2018 году методисты Центра выступили в качестве авторов-составителей «Сборника вопросов и ответов в области деятельности профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и профессионального обучения для инвалидов и обучающихся с ОВЗ в 2018 году» ( отв. ред. Т.Ю. Макарова. – Москва: Изд. «Национальный институт инноваций». – 2018. – 48 с.)
5.5. Методисты Центра (совместно с институтом дополнительного образования КГУ им. К.Э.Циолковского) являются авторами-разработчиками программ повышения квалификации для администрации и педагогов профессиональных образовательных организаций:
5.6. Проведение семинаров/вебинаров
- Проведен Региональный методический семинар-совещание для специалистов профессиональных образовательных организаций, отвечающих за инклюзивное профессиональное образование «Актуальные проблемы и перспективы профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в Калужской области» (27.02.2018)
- Методическим центром совместно с Автономной некоммерческой организацией «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ» проведен семинар-практикум «Организация работы по оснащению профессиональных образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы среднего профессионального образования, в целях обеспечения физической и информационной доступности образовательных организаций для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов». (20.03.2018 ).
- Проведен всероссийский вебинар «Специальные условия профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: на примере Калужской области» Организаторами выступили: Министерство просвещения Российской Федерации, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», ГАПОУ КО «Калужский колледж сервиса и дизайна» (25.09.2018)
- Поведен Региональный методический семинар-совещание «Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: стратегия осознанного выбора» (19.12.2018 г.)
6. Организация и проведение проведению конкурса профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс»
- Создан Региональный центр развития движения «Абилимпикс»
- Заключено соглашение о взаимодействии с Национальным центром движения «Абилимпикс» (РГСУ)
- Проведено обучение волонтёров КГУ, РАНХиГС, ИАТЭ НИЯУ МИФИ для организации работы на региональном этапе чемпионата «Абилимпикс»
- Участие в организации и проведении III, IV, V регионального этапа чемпионата «Абилимпикс» (13 компетенций, 6 соревновательных площадок)
- Организация и проведение соревнования на площадке Колледжа по компетенциям «Портной» (5 участников), «Парикмахерское искусство» (5 чловек)
- Участие в IV Национальном чемпионате «Абилимпикс» в соревновательной компетенции «Портной».
- Участие в V Национальном чемпионате «Абилимпикс» в соревновательных компетенциях «Швея», «Парикмахерское искусство».
Доступная среда в колледже (Презентация)